Тип шин для различных осей
Для обеспечения максимально безопасной, надежной и эффективной эксплуатации грузового парка крайне важно правильно подобрать шины.
Кроме назначения шины по осям, необходимо понимать ключевые характеристики шины, а именно, какими свойствами шина должна обладать в конструкции, так как работа каждой оси отличается друг от друга и только от максимально сбалансированной подборки шины на осях будут работать согласованно в тандеме обеспечивая общую безопасность, пробег и производительность автотранспорта.
Основные функции грузовых шин

Функции: направление автомобиля
Задача: Обеспечивать комфорт при вождении. Передавать максимальную информативность для водителя о любых изменениях качества и характеристик дорожной поверхности.

Функции: тягово-сцепная работа
Задача: Обеспечивать максимальное сцепление с типом любого дорожного покрытия сведя к минимуму пробуксовки. Надежно удерживать транспортное средство при маневрах рулевых шин/

Функции: удержание траектории
Задача: Снижать трение во время качении при движении. Снижать расход топлива, благодаря минимальному сопротивлению.

Устанавливаются на любые оси, но необходимо учитывать, что всепозиционные шины будут менее эффективны, чем шины соответствующие подбору по осям транспортного средства, они не обеспечат подобной производительности, ходимости, управления и срока службы.
Основные эксплуатационные характеристики заложенные в грузовую шину
Работа шин при движении по прямой
Шины рулевой оси обеспечивают курсовую устойчивость.
Шины ведущей оси обеспечивают сцепление для трогания с места и движения вперед, передача тормозных усилий и замедление при сбрасывании газа.
Работа шин при движении в поворотах
Шины рулевой оси обеспечивают курсовую устойчивость и управляемость.
Шины ведущей оси обеспечивают сцепление и сопротивляемость заносу.
Подробный обзор осей

Шины рулевой оси
сконструированы таким образом, чтобы быстро и точно передавать максимум информации водителю о состоянии дорожного покрытия, например о резком снижении сцепления в сложных погодных условиях.
Любые другие шины не обладают подобными свойствами, и их установка на рулевую ось будет иметь неблагоприятные последствия для безопасности повседневной эксплуатации транспортного средства.
Шины для рулевой оси должны иметь максимально правильную геометрию и быть идеально сбалансированными. Ведь именно эти шины работают в связке с рулевым управлением, и именно они находятся в непосредственной близости от водителя.
Рулевые шины конструируются и изготавливаются с учетом этих обстоятельств. Применение иных шин на рулевой оси существенно снизит комфорт при эксплуатации и повысит утомляемость водителя.
Установка на рулевую ось шин, не предназначенных для этого, может привести к резкому снижению информативности рулевого управления, повышения инерционности при управлении и даже к полной потере управления в самый неподходящий момент.
При резком торможении автопоезда происходит динамическое перераспределение нагрузки — нагрузка на рулевую ось может возрасти в два раза и более.

Именно шины рулевой оси играют существенную роль в торможении; применение иных шин на рулевой оси приведет к увеличению тормозного пути транспортного средства.
Износ шин рулевой оси
- Рулевые шины, расположенные с левой стороны, изнашиваются быстрее, чем с правой из-за уклона дороги в сторону обочины (для естественной очистки трассы от проливных дождей и т.д.).
- Рулевая шина, расположенная слева, имеет более выраженный износ внешнего плеча из-за дорожной колеи и участков дороги с круговым движением.

Чтобы добиться равномерного износа протектора и использовать весь потенциал рулевых шин выполните следующие действия:
• При износе в 50 % поменять шины слева и справа местами.
• Развернуть шину справа на диске.*
*Для шин с ненаправленным рисунком протектора.
Шины ведущей оси
испытывают совершенно другие нагрузки в отличие от рулевых шин: например, торможение с применением ретардеров (торможение двигателем) оказывает специфичную нагрузку как на массив протектора в пятне контакта, так и на сам каркас шин ведущей оси.
Поэтому применение на ведущей оси шин, специально разработанных для этого, — гарантия как наибольшей эффективности передачи крутящего момента, так и долговечности эксплуатации шины.
Применение крутящего момента и обеспечение ускорения транспортного средства — задача, с которой наилучшим образом справятся только шины, специально разработанные для эксплуатации на ведущей оси.

Прочие шины будут в данном случае менее эффективны, а их эксплуатационный ресурс будет существенно ниже.
Как правило, при двускатной установке внутренние шины имеют более выраженный износ плечевой зоны, направленной внутрь. Это объясняется следующими факторами:
Износ шин ведущей оси
Как правило, при двускатной установке внутренние шины имеют более выраженный износ плечевой зоны, направленной внутрь. Это объясняется следующими факторами:
- Арочность профиля дорожной поверхности.
- Прогиб оси под весовыми нагрузками.
- Эффект от применения ретардера.*
*Торможение двигателем.

Для получения равномерного износа и использования всего потенциала шин ведущей оси выполните следующие действия:
- Поменять местами внутреннюю и внешнюю шины на обеих сторонах оси.
- Развернуть все переставленные шины на ободе.
Шины прицепной оси
Основная задача шин прицепной оси уменьшить трение качения, обеспечить равномерное движение прицепа и позволить снизить нагрузку на автомобиль, при этом сэкономить топливо. Могут устанавливаться так же на дополнительные оси, имеющие вспомогательную функцию.
Протектор имеет рисунок продольные канавки в виде ручейков и чем-то похож на рулевые шины, но тем не менее, прицепные шины нельзя использовать в качестве рулевых, так как требования к производству прицепных шин ниже, учитывая и отличительно функциональное назначение, в том числе у них используется другая резиновая смесь.
Прицепная шина должна иметь минимальное качение и отличную курсовую устойчивость, что бы удерживать и не пустить прицеп в занос при маневрах тягача.
Износ шин прицепной оси
В результате поперечного волочения при движении на повороте износ шин, установленных на разных осях, не одинаков. Влияние оси на износ можно охарактеризовать следующим образом:
Первая ось — умеренный износ шин, оценочно его величина — это среднее между уровнем износа шин второй и третьей оси.
Вторая ось — низкий износ.
Третья ось — самый высокий износ под влиянием геометрии транспортного средства.

Для уменьшения разницы в уровне износа и использования всего потенциала прицепных шин проделайте следующее действие:
-
Поменять местами шины первой и третьей оси при достижении около 50 % износа.

Универсальные шины не имеют конкретного предназначения, поэтому их можно ставить на все оси автомобиля. С одной стороны этот вариант наиболее предпочтителен, ведь время от времени шины можно переставлять с одной оси на другую. Подобная рокировка позволяет грузоперевозчику экономить средства на покупке новых шин.
Необходимо учитывать, что шина является универсальным решением на все оси, но так как рулевая, ведущая, прицепная ось выполняют разную функцию и для этих осей разрабатываются функциональные шины, то универсальную шину нельзя назвать производительной, в любом случае, универсальный тип шин будет менее эффективным, чем рулевые, ведущие и прицепные шины.
Для продления срока службы и увеличения пробега, к универсальным шинам применяются те же рекомендации, которые применимы к ведущим, рулевым и прицепным шинам.
